То, что я читаю и пишу #48

Жизнь во времена кризиса – интересное занятие. Все боятся, а ничего не происходит. Ну как “ничего”: ну увольняют из банка ANZ около 10% сотрудников (по слухам), ну ставки кредита опять падают (и, соответственно, кредиты с плавающей ставкой выплачиваются быстрее), ну цены в магазине почему-то стали расти (я заметил, что в последние полгода стал тратить на продовольствие около 10% больше; правда, я пользуюсь Списком Покупок, поэтому рост размера трат предсказуем. Но всё же.) Зато лондонские чистильщики обуви испытывают серьёзный приток клиентов-средних менеджеров, которые изо всех сил полагают, что их внешний вид влияет на выживаемость на работе. (Между прочим, это не самая глупая теория, т.к. совершенно точно есть термин dress for success, когда при приёме на работу первое, на что обращают внимание менеджеры-наниматели, – как одет кандидат; вероятно, для удержания на работе это тоже работает. Ещё одна вещь, которая точно работает, и она где только не описывалась, – это факт, что человеку в соответствующей одежде больше доверяют: например, доктору в халате верят больше, чем доктору без халата). Ну да ладно.

О хорошем: на блоге Startup Cube я опубликовал статью про мою модель оценки компаний и их продуктов, которую я скромно назвал Ave Maria. Почти каждая из этих букв означает отдельный важный аспект, на который я обязательно обращаю внимание консультируемой компании. Сама модель появилась даже раньше того момента, когда я занялся консультированием: я уже несколько лет очень тесно вовлечён в процесс due diligence – оценки компаний перед покупкой, продажей и получением инвестиций. Разумеется, все компании разные, и после выяснения многих деталей начинается собственно работа по улучшению показателей 🙂

Мой постоянный читатель Tsch пишет про неразбериху на российском рынке и про то, что компании не очень-то сильно меняют свои привычки. Ему вторит Дима Давыдов, привычно критикуя экономистов и политиков, отказывающихся верить грустным фактам. И вывод, сделанный Димой, вполне созвучен с “не верь, не бойся, не проси”: “А нам знаете, что делать? Я вам скажу. Игнорировать. Не слушать ни политиков, ни “экспертов”, ни уж тем более не лелеять надежду, что американские экономисты не допустят, не позволят, не разрешат.

А аналитик “Калита ФинансДмитрий Голубковский вообще рисует модель краха глобальной экономики и её распад на большое количество малых, региональных. Дмитрий рассказывает про то, как компании, нуждающиеся в ликвидности, берут кредиты, в которые уже включен CDS (Credit Default Swap) или другими словами – страховка от дефолта по обязательствам [в мире недвижимости такое страхование при размере первоначального взноса меньше 20% является нормой]. По мнению Дмитрия, это узаконивание болезни, а не поиск решения. Поживём – увидим.

Олег Анисимов знакомит читателей с безотзывными вкладами (в западном мире известными как COD – Certificate of Deposit) и с той пользой, которую они приносят банковской системе во время кризиса. Правда, вводить этот продукт в обращение во время кризиса бессмысленно, т.к. его просто никто не будет приобретать. В другой статье Олег рассказывает про источники возникновения паники и слухов о следующих витках кризиса. Забавно то, что за рубежом (например, у нас) очень мало людей вкладывают деньги в разные валюты, но именно эта тема постоянно будоражит умы СНГ-шных потребителей.

Дино Спомони на примере друзей убеждается, что кризис есть, и что больше всех пострадают менеджеры среднего звена, не обладающие конкурентными преимуществами, и которых легко заменить обычным сотрудником после 1-2-недельного тренинга. Я согласен с ним, но не по той причине, что квалифицированного менеджера можно заменить подчинённым, прошедшим курс молодого бойца. Стратегические направления (в т.ч. и R&D) многих компаний, особенно малого и среднего размера, закрываются с целью уменьшить расходы. Был свидетелем того, что в некоторых знакомых мне компаниях пошло поветрие сворачивать R&D, объединять это подразделение с обычными производством (или разработкой) и ставить одного менеджера следить за этим гибридом.

Напоследок: Эдуард Мусинский Геннадий Россада утверждает, что виновником кризиса является шарлатан Кийосаки. Илья Весенний рассказывает про вилку делегирования: почему бросаться самому грудью на амбразуру не только неправильно, но ещё и усугубляет проблему.

Предыдущие выпуски: 47, 46, 45, 44.

Подписаться по Email

11 Responses to “То, что я читаю и пишу #48”

  1. По поводу моей заметки. Под “менеджерами” я подразумевал не управленцев, а скорее бывших советских “снабженцев”. Сейчас в Украине такая ситуация сложилась – продавцы в супермаркетах – менеджеры. Комивояжеры страховых компаний – тоже менеджеры. Просто, всем нравится быть менеджером, это престижнее, чем обычным продавцом или посыльным.

  2. По поводу Киосаки – это не Мусинский так считает. Это Россада Геннадий так считает. Ссылки на первоначальный пост и на обсуждение в .

  3. сообществе big_money. ЖЖ-Тэги здесь не работают. : (

  4. Геннадий: поправил, спасибо

  5. Кийосаки может быть и не виновник кризиса, но к надуванию ипотечного пузыря он руку приложил точно!..

  6. Вам спасибо!

  7. По поводу Certificate of Deposit. Наше правительство (Украина) на прошлой неделе обьявило о выпуске этих сертификатов. Но как-то странно они их собираются эмитировать, например, продавать/покупать их на бирже нельзя.
    Хотя действительно, кто-ж их приобретать во время кризиса будет 😀
    Лично мне это дело напоминает сертификаты гос. займа СССР.

  8. Ничего не понимаю – почему ставки кредитов падают, а тем более плавающие? В Австралии и РФ причины и последствия кризиса разные? У нас вот наобороот ставки растут и тем более плавающие =(

  9. Здесь экономику уже начинают спасать.

  10. Thaler, есть ощущение, что не так много есть причин для роста ставок в РФ. Конечно, я не берусь утверждать, что абсолютно понимаю просиходящее в головах рулящих нашей экономикой. Но попробовать угадать причины их действий очень даже можно. И тогда станет понятно, почему Австралия предпринимает противоположные шаги.

  11. Илья, ну а какие причины и главное различия в оных то? Меня особо заинтересовал кивок на плавающие ставки. Смотрим на динамику тогоже Mosprime – плавный рост с начала лета. взрывной скачёк с осени. причина? кризис ликвидности ? ойли, скорее готов поверить в кризис доверия – никто никому не верит. где гарантии что дашь сегодня на ночь, а завтра утром не узнаешь что банк-должник тю-тю почил в бозе? так что этот рост – это страховка от рисков, а не объективные финансовые показатели. ну, имхо все конечно.
    Вот мне и не понятно, почему только у нас так? Где причины поступать по другому? Почему у нас они не работают?

    P.S> Tim меня зову, Thaler это фамилия такой =)