New Zealand. 2006-12-26. Akaroa

Поездка в Akaroa

Сегодня был день очередной экскурсии по славным местам Новой Зеландии. На этот раз нашему вниманию был предложен городок под названием Akaroa, чьё население едва достигает 700 человек зимой, а летом вырастает аж до двух тысяч за счёт приехавших владельцев vacation homes (домов, которые люди покупают для использования 1-3 месяца в году).

Сначала мы поехали по живописному маршруту вдоль гор, чтобы насладиться видами Christchurch с высоты. Зрелище действительно захватывающее – а это место было открыто всего каких-то 156 лет назад! Мы на радостях даже попросили нашего гида сфотографировать нас на фоне той самой бухты, с которой когда-то начинался Christchurch.

На одном из перекрёстков наш водитель свернул налево, а не направо, и мы смогли остановиться на обзорной точке и посмотреть на то, как выглядит бухта Akaroa, где сам город, а где жители ходят на яхтах. На зелёных холмах, которые окружают город, почти не осталось деревьев – все они были снесены, чтобы расчистить место для пастбищ. 100 лет назад в районе Akaroa было 6 сыроварен. Сейчас осталась только одна, куда мы заехали. Эта сыроварня, конечно же, была много раз перестроена с учётом технологических нововведений и потребительских предпочтений – в конце концов, должна же быть причина, почему в живых осталась именно она.

Город был основан на Banks Peninsula (полуостров Бэнкс), названного в честь британского биолога, осевшего в Christchurch. Сам полуостров был образован в результате взрыва двух вулканов. В кратерах этих вулканов сейчас находятся заливы Akaroa и Lyttelton.

Интересность города Akaroa состоит в том, что это едва не состоявшийся французский город (если не считать, что там долго жило племя Ngai): сначала в 1770 году полуостров обнаружил Джеймс Кук, почему-то решивший, что это остров, и проплывший мимо, а в 1837 году французские мореплаватели вошли в бухту, а за ней обнаружили очень живописный райский уголок. Сразу претендовать на эту землю французы не стали, а вместо этого пару лет пожили на ней сами, а потом поехали за поселенцами и вернулись с 57 поселенцами ещё через 9 месяцев. Незадолго до окончательного прибытия в Akaroa они остановились на северном острове Новой Зеландии и во время посиделки в баре рассказали английским морякам о райской земле на юге. Английские моряки смогли сделать правильные выводы, и, когда французский корабль коснулся берега Akaroa, что-то выглядело не так. На берегу появился один лишний предмет, которого французы не видели во время своего предыдущего посещения бухты – а именно развевающйися британский флаг, водружённый шестью (кто-то говорит, что тремя) днями раньше. Так в 1840 году вполне мог вспыхнуть очередной конфликт между англичанами и французами.

Надо отдать должное французам – дабы не плыть обратно, они выгрузили всех поселенцев, которые в дальнейшем очень мирно сосуществовали с уже находящимися там англичанами. Однако, город Akaroa до сих пор состоит из двух частей – одна из них французская, и все названия улиц там на французском языке. Вторая часть, примыкающая к пристани, английская.

По утверждениям нашего гида, французская часть славится своими ресторанами, снискавшими мировую известность. Мне в это как-то не очень верится, но информацию выдаю без искажений. Своими глазами мы видели галереи живописи, гостиницы, бары, сувенирные магазины (по совместительству продающие всякий хлам). Мы забрались по холму на французское кладбище, основанное в начале 1840 года. Первое захоронение на нём осуществилось в 1842 году. Когда осуществилось последнее захоронение, неизвестно, но достоподлинно известно, что в 1925 году правительство города решило облагородить кладбище и уже в 1926 году воздвигло постоянный памятник с именами граждан, которые удалось расшифровать, обнаружив разрушенные надгробные камни и кресты.

Также мы дошли до часовни, окружённой клумбами с прекрасными розовыми цветами. Рядом с этой часовней стоит чугунный трёхногий чан, в котором китобойцы вытапливали китовый жир. Последний взгляд на бухту – и мы пошли на обед, предоставленный нам в рамках тура. На обеде мы были с Мариной вдвоём, плюс наш гид, которого мы на протяжении часа мучали нашими вопросами про Новую Зеландию и про историю отдельных городов.

После необдуманно плотного обеда мы пошли на наш корабль под названием Чёрный Кот (Black Cat). Что характерно, за пару минут до этого мы увидели чёрного кота, невозмутимо переходящего дорогу. Дорого бы я дал, чтобы посмотреть на глаза водителя машины, перед которой продефилировал сей кот. На корабле при входе всех фотографировали, а когда я попросил девочку-фотографа избавить нас от этой участи, она прошептала мне, что всё равно должна нас сфотографировать, но что она смажет кадр, чтобы до нас никто не домогался с покупкой фотографии. Всё это делалось, явное дело, чтобы показать всем окружающим, что фотографироваться обязательно.

Только мы зашли на корабль, и до нас дошло: мы попали на 2-часовой круиз в поисках редчайших дельфинов (Hectors), которые обитают только в водах Тихого Океана, омывающих Южный Остров. Все круизы в Марининой практике оканчивались плачевно; моя практика до сегодняшнего дня была счастливо свободна от круизов. Начиналось всё приятно: мы проезжали мимо красивой природы, мимо гротов и водопадов, смотрели на волны, разбивающиеся о скалы, на чаек и прочих птиц, гнездящихся в расселинах.

Потом началось страшное. Мы вышли в открытый океан и заглушили мотор. Наш кораблик сразу же подхватили волны и стали качать и подбрасывать. Марина последовала моему совету набрать в лёгкие воздух и смотреть в неподвижную точку. Через полчаса стало понятно, что мне этот совет не поможет… Оклемался я только к концу путешествия, а не пострадавшая Марина искренне радовалась, что ей удалось посмотреть на редких дельфинов размером не больше метра.

Обратно домой ехали молча: Марина прикорнула у меня на плече, а я горевал по опрометчиво съеденному вкусному обеду.

Во время поездки наш гид рассказал нам, что животных до прихода человека в Новой Зеландии не было вообще. Были наскомые и пожирающие их птицы (которым крылья были ни к чему, т.к. хищников не было, а насекомые были покладистые, и по первой просьбе спускались на землю для съедения). Были растения, которых пожирали и насекомые, и птицы. Но вот больше тысячи лет назад на новозеландские земли пришли маорийцы, привезя с собой свиней, собак и, разумеется, крыс. Природный баланс окончательно нарушился, когда в середине 19 века в Новую Зеландию из Англии привезли кроликов, овец и кошек, а из Австралии – опоссумов и мелких кенгуру – воллоби (wallaby). Кролики, как известно, обладают удивительным свойством: сегодня их два, а завтра – сто. Потребовалось много сил и времени, чтобы утихомирить серых ушастых тварей, но и до сих пор они встречаются в дикой природе. Не далее как два дня назад мы с Мариной видели одного из них на горе Sunday. Кошки стали охотиться на нелетающих птиц (с предсказуемым результатом) и пополнили чёрную книгу на 100 с лишним видов птиц – и это всё только в 19 веке! Ядовитых тварей в Новой Зеландии вообще нет, если не считать одного вида пауков, укус которых вызывает изрядное раздражение кожи.