Почему у (как бы) перебежчиков есть (невысокая) цена

Десять последних лет убедили меня в том, что “Самое сложное в общении с миддл-менеджментом корпораций (включая очень известных) – это что они как бы разговаривают о рабочих задачах, а сами тайком заглядывают в глаза: не предложишь ли ты им спрыгнуть с ненавистного корабля” (это из моего facebook).

Тема бесконечно долгая, неприятная, циничная и вообще – ну прямо как я люблю. Почему-то в голове ряда людей устоялась странная, непонятная и даже чуть пугающая мысль: “дальше только вверх“. (Не путать с up or out (c) McKinsey) То есть, люди добрались до middle-уровня, где обычно уже все процессы установлены, либо построили процессы на своем месте и радостно и мягко уселись на должность. Проходит время, драйв упал, народ начинает крутить мордочкой, откуда вкусно пахнет.

Предположим, вкусно пахнет в компании ВоздухИЗавтрак. И компания ВиЗ тоже как бы не против заполучить человека, удержавшегося на предыдущей должности довольно продолжительный (2-3 года) срок. Но вот незадача, кандидат уже настроился на полет вверх, а ему в лучшем случае предлагают прыжок вбок. То есть:

  • Похожая зарплата
  • Если есть опционы или share grants (публичные компании) – то в рамках добавки к зарплате
  • Минимальная возможность принятия решений (как и на предыдущем месте)
  • Чуть другой контекст (то есть, делать что-то другое, но похожее)
  • Похожие прочие ограничения.

Ну хорошо, если пойти в развивающуюся компанию, где еще сохраняется кайф от драйва, то с опционами может быть чуть получше, если кандидата в последний момент не кинут (стандарт: пообещать опционы, никогда не прописав их на бумаге). Естественно, как в Facebook, где уборщица (по непроверенной корпоративной легенде, в которой я сильно сомневаюсь, т.к. раздавать опционы/акции налево-направо – это корпоративное самоубийство) стала миллионершей, вряд ли получится навариться на всю жизнь вперед. Хотя бы потому, что опционы выдаются как компенсация за риск, связанный с приходом в стартап, а не как филантропическое желание увеличить количество миллионеров в мире. И поэтому же чем позже пришел – тем хуже опционная компенсация, ибо риски уже более-менее известны, цены на рынке труда тоже, в компании уже есть сотни людей, с наймом проблемы уже не такие острые, ну и так далее.

Если не брать в расчет часто повторяемую мною (не мою) истину, что люди уходят не из компаний, а от начальников, то смысла в беготне за длинным долларом или опционом довольно немного. И тут мы возвращаемся к моим любимым миддл-менеджерам компаний типа Триллион, ВоздухИЗавтрак, Надмозг, Мыло, МелкийСофт и прочим понятным компаниям. Я насмотрелся на их щенячье-преданные глаза уже так, что предпочитаю с ними общаться только по электронной почте.

(Маленькое отвлечение: я очень давно верю в то, что хорошие компании должны быть продаваемыми, т.е. что в любой момент времени при наличие хорошего предложения процесс продажи должен быть простым и эффективным. Тем не менее, я не верю в подобный процесс для людей.)

Я удосужился посмотреть на Linkedin биографию ряда людей, которые меня бесят, и совершенно без удивления обнаружил, что:

  • Они попали на middle-должность через 5-8 лет после начала карьеры
  • Сменили 2-3 однотипные работы в аналогичных (но важно – растущих!) компаниях
  • Теперь хотят спрыгнуть в непубличный частный сектор на C-level positions с соответствующей компенсацией (т.е. огромным опционом, рыночной зарплатой и правом принимать решения). Откуда знаю? Ну, например, со мной несколько рад подобные персонажи пытались связываться по данному вопросу.

Сложности тут, собственно говоря, две:

  1. Право принимать решения получить крайне тяжело. Очень-очень редко встречается то, что текущий(-е) держатель(-и) контроля позволит (-ят) менять установленный порядок вещей.
  2. Огромный опцион – это иллюзия, вызванная чтением материалов о Кремниевой Долине. Чем дальше от Долины – тем больше людей, которые ценят нормальную зарплату (что ок) и разумный (см. выше) опцион, нежели чем постоянно пытаются максимизировать рисковую компенсацию.

Резюмируя: повышать свою цену нужно и возможно, но перебежка через забор, где трава зеленее – наихудший для этого способ.

Подписаться по Email

4 Responses to “Почему у (как бы) перебежчиков есть (невысокая) цена”

  1. Это именно для мидл менеджеров так?
    У разработчиков по другому : прибавка к зп например на текущем месте обычно 3-10%, а при смене работы может и до 50% доходить. Это в развитых странах.
    А в РФ по менеджерам тоже видел несколько примеров: каждые год два меняли работы с повышением позиции, в итоге за 5-7лет cio крупных компаний.

  2. именно про них, да. У разработчиков потолок выше, но тоже есть

  3. Привет!
    Так а какой посыл? Вот я middle manager в маленькой компании, на текущем месте движения нет, смотрю по сторонам, есть похожие позиции в крупных или средних компаниях, либо вариант downshifting до исполнительской позиции, но с потенциально более высокой зп. Просто из вариантов 1) оставаться 2) перебегать 3) downshifting, “перебегать, где трава зеленее”, не выглядит наихудшим. Или я что-то не понял?

  4. я говорю ровно про тот вариант, что альтернатив без падения вниз нет. То есть, чтобы залезть на новый пик, надо слезть со старого